Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 28» Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета Протокол №4 от 30.08.21 г. Утверждаю: Директор МБОУ «Гимназия № 28» Г.Г.Абдуллаева приказом №1 от 30.08.2021 г. Основная образовательная программа начального общего образования на 2021-2022 гг. Махачкала-2021 2 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НОО 2. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ 3. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 3. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3 Паспорт образовательной программы МБОУ «Гимназия № 28» (начальная ступень общего образования) Наименование Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Гимназия № 28» Нормативное обеспечение Федеральный уровень: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС, образовательной Основная образовательная программа НОО и др. программы МБОУ Региональный уровень: приказы МО НО. Уровень ОУ: Устав ОУ, Программа развития МБОУ «Гимназия № 28». «Гимназия № 28» Социальный заказ Система требований к качеству образовательных услуг, оказываемых гимназией, со стороны групп потребителей: - государство – формулирует требования, исходя из государственных интересов; - семья – образование детей как семейный инвестиционный проект; - обучающиеся – удовлетворение личных и общественных потребностей, успешность образования и социализации; - работодатели – исходят из требований к профессиональной квалификации современных специалистов на рынке труда. Миссия МБОУ Заключается в ответственности и организации гимназией: «Гимназия № 28» в обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребенка младшего школьного возраста; в воспитании обучающихся: -гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; -нравственных чувств и этического сознания; -трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; -ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); -ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических 4 идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Статус ОУ Структура уровней образования Обобщенная модель выпускника Ожидаемые результаты Тип - Общеобразовательная организация Вид - Лицей Начальное общее образование Основное общее образование Среднее (полное) общее образование 1.Качества личности (новообразования). 2.Ведущая деятельность. 3.Способности (готовность к дальнейшему успешному обучению). Начальное общее 1. Основы понятийного мышления, желание и основы умения учиться. 2. Владеет совместно-распределенной учебной деятельностью, высшими формами игровой деятельности. 3. Способен конкретизировать учебные цели, искать средства их достижения, контролировать и оценивать собственную учебную деятельность. 1. Личностные 2. Метапредметные 3.Предметные Наименование программы воспитания и социализации «Становление личности» Наименование программ формирования культуры «Здоровье и безопасность» здорового и безопасного образа жизни Наименование программы 5 духовно-нравственного воспитания Наименование реализуемых УМК Виды направлений и наименование программ внеучебной деятельности Способы организации образовательных процессов Формы организации обучения, воспитания, внеучебной деятельности Учредитель Год основания Юридический адрес Сайт, е-mail ИНН/ КПП Свидетельство о регистрации «Наше будущее» «Начальная инновационная школа» Общекультурное направление: кружок «Планета красоты и здоровья» Общеинтеллектуальное направление: «Путь к грамотности» Технологии обучения и воспитания: проектные, исследовательские, ИКТ технологии. 1.Типологии уроков - развивающее обучение 2.Клубная работа 3.Кружки, секции Администрация г. Махачкала , Республика Дагестан 1985 367010, РД, г. Махачкала, проезд Исмаилова,46 http://school28-dag.ucoz.com, еge20063028@yandex.ru 0562068102-057201001 1070562000981 6 Введение Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия № 28» (далее Гимназия) в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание начального общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: - программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 7 - программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; - программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; - программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; - программу коррекционной работы. Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: - учебный план начального общего образования; - план внеурочной деятельности; - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. МБОУ «Гимназия № 28», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, обязана обеспечить ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса: — с их правами и обязанностями в части формирования и реализации ООП НОО, установленными законодательством 8 Российской Федерации и Уставом лицея; — с Уставом и другими локальными актами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в лицее. Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы начального общего образования, конкретизируются и закрепляються в заключѐнном между ними и лицеем договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы. 9 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы 10 образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. 11 Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы МБОУ «Гимназия № 28» направлена на удовлетворение потребностей: - учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности; - общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты; Образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия № 28» создана с учѐтом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников не посещают МДОУ и не имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом. Дети, 12 посещавшие детские дошкольные учреждения понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своѐ поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем. 1.2. Портрет выпускника начальной школы. Анализ современной ситуации в мире, государственного и общественного запроса выявил важнейшие черты выпускника гимназии: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе 1.3. Цель программы. Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего 13 среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования. 1.4. Задачи программы: 1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности. 2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. 3. Развивать коммуникативные качества личности школьника. 4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся. 5. Продолжать создание в МБОУ «Гимназия № 28» развивающей предметной среды. 6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, проектная деятельность). 7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре. 1.5. Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; лицей и культуросообразность; 14 целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности. 1.6. Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ООП НОО, с учетом которых она разработана: Конвенция о правах ребенка; Конституция Российской Федерации(ст.43); Закон РФ «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 г. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения; Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2022 года; 15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюст России от 22.12.2009 №15785); Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 об утверждении изменений, внесенных в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373; Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373»; Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения. 16 Программа адресована: Учащимся и родителям -для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности МБОУ «Гимназия № 28» по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; -для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия; Учителям -для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; Администрации -для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы; -для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации и др.). 17 Управление ООП НОО: Педагогический совет школы оставляет за собой право корректировки ООП НОО. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора по УВР. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщѐнных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. 18 Планируемые результаты: - обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учѐтом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; - являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Система планируемых результатов даѐт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлѐнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. В системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. Структура планируемых результатов строится с учѐтом необходимости: 19 - определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребѐнка; - определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета; - выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся. С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания. Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в 20 развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определѐнных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведѐтся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. 21 Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам еѐ освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведѐтся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета.Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для 22 обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведѐтся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведѐтся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учѐт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: 23 - междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также еѐ разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся»; - программ по всем учебным предметам — «Русский язык», « «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Английский язык», «Основы мировых культур и светской этики», « Культура и традиции народов Дагестана», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». 2.1. Планируемые результаты по междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий» УУД Цели-ориентиры Цели опорного уровня У выпускника будут У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне Личнос сформированы положительного отношения к школе, ориентации внутренняя тные УУД позиция, адекватная на содержательные моменты школьной мотивация учебной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; деятельности, включая учебные и • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные мотивы, ориентация познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому на моральные учебному материалу и способам решения новой нормы и их Цели пропедевтического уровня Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно- 24 выполнение, способность к моральной децентрации. задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • развитие этических чувств — стыда, вины, познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках; • осознанных устойчивых 25 Регулят Выпускник овладеет всеми ивные типами учебных УУД действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной 26 Позна ватель ные УУД планировать еѐ реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи. актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Выпускник научится воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее 27 моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приѐмы решения задач. Выпускник Коммун приобретѐт умения учитывать позицию икасобеседника тив(партнѐра), ные организовывать и УУД осуществлять сотрудничество и кооперацию с • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приѐмов решения задач. Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно"следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; 28 учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнѐра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 2.2.Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций всех участников; • с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнѐром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности; 29 В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления еѐ с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Выпускник научится: Выпускник получит Работ Выпускник • находить в тексте конкретные сведения, факты, научится возможность научиться: ас заданные в явном виде; • использовать формальные тексто осуществлять поиск информации • определять тему и главную мысль текста; элементы текста (например, м • делить тексты на смысловые части, составлять план и понимать подзаголовки, сноски) для текста; прочитанное. поиска нужной информации; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и • работать с несколькими устанавливать их последовательность; упорядочивать источниками информации; информацию по заданному основанию; • сопоставлять информацию, • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, полученную из нескольких выделяя два-три существенных признака; источников. • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, 30 доказывающих приведѐнное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нѐм информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник научится преобразовывать и интерпретировать информацию Выпускник Выпускник научится: • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник научится: Выпускник получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Выпускник получит 31 • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о возможность научиться: • сопоставлять различные точки прочитанном тексте; зрения; • оценивать содержание, языковые особенности и • соотносить позицию автора с структуру текста; определять место и роль собственной точкой зрения; иллюстративного ряда в тексте; • в процессе работы с одним или • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта несколькими источниками подвергать сомнению достоверность прочитанного, выявлять достоверную обнаруживать недостоверность получаемых сведений, (противоречивую) информацию. пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. 2.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Обучающиеся познакомятся с различными средствами ИКТ, освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры. Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ; научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиасообщения. Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники еѐ получения. Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях. В научится оценивать информацию 32 результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебнопознавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Выпускник научится: Выпускник • использовать безопасные для органов зрения, познакомится со Формирование нервной системы, опорно-двигательного аппарата, средствами ИКТ, ИКТэргономичные приѐмы работы с компьютером и гигиеной работы с компетентносдругими средствами ИКТ; выполнять компенситиобучающихся компьютером. рующие упражнения (мини-зарядку); • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Выпускник научится: Выпускник Выпускник получит • вводить информацию в компьютер с познакомится возможность научиться: использованием различных технических средств с технологией ввода • использовать (фото_ и видеокамеры, микрофона и т. д.), информации в программу сохранять полученную информацию; компьютер: ввод распознавания • владеть компьютерным письмом на русском текста, запись звука, сканированного текста языке; набирать текст на родном языке; набирать изображения, на русском языке. текст на иностранном языке, использовать цифровых данных. экранный перевод отдельных слов; • рисовать изображения на графическом планшете; • сканировать рисунки и тексты. Выпускник научится: Выпускник Выпускник получит • подбирать оптимальный по содержанию, познакомится с возможность научиться: эстетическим параметрам и техническому качеству • грамотно технологией обработки и поиска формулировать запросы результат видеозаписи и фотографирования, 33 информации использовать сменные носители (флэш-карты); • описывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты ИКТ; • собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); • заполнять учебные базы данных. при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. 34 Выпускник познакомится с технологией создания, представления и передачи сообщений. Выпускник научится планированию Выпускник научится: • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; • создавать диаграммы, планы территории и пр.; • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник научится: • создавать движущиеся модели и управлять ими в Выпускник получит возможность научиться: • представлять данные; • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Выпускник получит возможность научиться: 35 деятельности, управлению и организации. компьютерно управляемых средах; • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; • моделировать объекты и процессы реального мира. 3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 3.1. Общие положения Планируемые результаты освоения программы начального образования по отдельным учебным предметам представляют собой систему личностно-ориентированных целейобразования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира) и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях выпускников 36 начальной школы и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курсов, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в начальной школе. Система оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы, в частности предполагает: 1. включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии); 2. использованиекритериальнойсистемы оценивания; 3. использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, в том числе: - как внутреннюю, так и внешнююоценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; - субъективные и объективные методы оценивания; стандартизованные оценки; - интегральнуюоценку, в том числе – портфолио, и дифференцированнуюоценку отдельных аспектов обучения (например, формирование правописных умений и навыков, речевых навыков, навыков работы с информацией и т.д.); 37 - самоанализ и самооценкуобучающихся; - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения; - разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; как внутреннюю, так и внешнююоценку, при последовательном нарастании объема внешней оценки на каждой последующей ступени обучения; В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий - технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения, - технологий, основанных на создании учебных ситуаций, - технологий, основанные на реализации проектной деятельности, - информационных и коммуникационных технологий обучения. Особенностями системы оценки являются: 38 - комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования); - использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач; - оценка динамики образовательных достижений обучающихся; - сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования; - использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования; - уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их; - использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы); 39 - использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.; - использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. Система оценки знаний по предметам включает: 1. Внутреннюю оценку (оценка осуществляемая учениками, учителями, администрацией). 2. Внешняя оценка (осуществляемая внешними по отношению к школе службами) В системе оценивания в начальной школе используются - преимущественно внутренняяоценка, выставляемая педагогом, школой; внешняя оценка проводится, как правило, в форме неперсонифицированных процедур (мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений и др.), результаты которой не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах; - субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – 40 стандартизированные(основанные на результатах стандартизированных письменных работ, или тестов) процедуры и оценки; - оценивание достигаемых образовательных результатов, оценивание процесса их формирования и оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения; - разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации; - интегральная оценка, в том числе – портфолио, выставки, презентации, и дифференцированная оценкаотдельных аспектов обучения; - самоанализ и самооценкаобучающихся. Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. В систему оценки предметных результатов входят: - Опорные знания по предметам: русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, которые включают в себя: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, понятийный аппарат. 41 - Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения. - Источниками информации для оценивания достигаемыхобразовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения служат: - работы учащихся, выполняющиеся в ходе обучения (домашние задания, мини-проекты и презентации, формализованные письменные задания – разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах, различные словники, памятки, дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов, поздравительные открытки и т.п., а также разнообразные инициативные творческие работы – иллюстрированные сочинения, плакаты, постеры, поделки и т.п.); - индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ; - статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях получаемых в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований; 42 - результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ). В описании системы проверочных и учебно-методических материалов выделяются следующие позиции. 1. Стартовая диагностика, в котором представлены ожидаемый уровень предметной подготовки учащихся, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики. 2. Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе – диагностической. 3. Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов. Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов. 43 1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое(тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. 2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 4.Оценивать можно только то, чему учат. 5. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно. 6. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 44 У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НОО 1.1 Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования … 1. 2. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся … 1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов … 1.4. Типовые задачи формирования УУД … 1.5. Характеристика результатов формирования УУД в начальной школена разных этапах обучения … 1.6. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действийпри переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию … 3. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Наименование учебного Класс Программа 45 предмета Русский язык 1 Русский язык 2-3 Русский язык 4 УМК «Школа России» Литературное чтение 1 ФГОС «Планета знаний» Литературное чтение 2-3 Литературное чтение 4 Математика 1-4 Окружающий мир (человек, природа, общество) 1 Окружающий мир (человек, природа, общество) 2-3 Окружающий мир (человек, природа, общество) 4 Искусство (Труд и ИЗО) 1-4 ФГОС «Планета знаний» ФГОС «Начальная инновационная школа» ФГОС «Начальная инновационная школа» УМК «Школа России» ФГОС «Начальная инновационная школа» ФГОС «Планета знаний» ФГОС «Начальная инновационная школа» УМК «Школа России» ФГОС «Начальная инновационная школа» 46 Музыка 1-4 Программа по музыке Д.Б.Кобалевскогоhttp://window.edu.ru/resource/234/39234 Обучение грамоте 1 ФГОС «Планета знаний» КТНД 4 «Культура и традиции народов Дагестана»Мирзоев Ш.А.Изд-во Лотос 2009 г. Физическая культура 4 Комплексная программа по физическому воспитанию 1-11 класс (В.И. Лях, А.А.Зданевич, М.:Просвещение, 2012 г.); Физическая культура 1-4 класс В.И.Лях, М., Просвещение, 2012г. Основы религиозных культур и светской этики 4 Примерная программа Комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» - М.: Просвещение, 2012 http://www.ng.ru/politics/2012-01 - 23/1 national .html 47 3. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования… 3.2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихсяна ступени начального общего образования… 3.3. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования… 3.2.4. Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений… 3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования… 3.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. 3.7. Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся… 48 3.8. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 4.1. Пояснительная записка… 4.2.Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения… 4.3.Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы … 4.5.Просветительская работа с родителями (законными представителями) … 49 5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Цель программы Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или в специальном (коррекционном) классе по общей образовательной 50 программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы. Задачи программы — Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья; — определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов; — определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности2; — создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; — осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с 51 ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); — разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения; — обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; — реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; — оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: — Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с максимальной пользой и в интересах ребѐнка. — Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к 52 анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. — Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. — Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. —Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). 53 Направления работы Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание: — диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медикопедагогической помощи в условиях образовательного учреждения; — коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); — консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; 54 — информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками. Характеристика содержания 5.1 Диагностическая работа включает: — своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи; — раннюю (с первых дней пребывания ребѐнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; — комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; — определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; — изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; 55 — изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка; — изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья; — системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребѐнка; — анализ успешности коррекционно-развивающей работы. 5.2 Коррекционно-развивающая работа включает: — выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями; — организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения; — системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии; — коррекцию и развитие высших психических функций; — развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребѐнка и психокоррекцию его поведения; — социальную защиту ребѐнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах. 56 5.3 Консультативная работа включает: — выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса; — консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья; — консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья. 5.4 Информационно-просветительская работа предусматривает: — различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; — проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических 57 особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Этапы реализации программы Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учѐта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программнометодического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). 58 Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребѐнка. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приѐмов работы. Механизм реализации программы Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает: — комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля; — многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребѐнка; — составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно- 59 познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребѐнка. Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребѐнка. Наиболее распространѐнные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребѐнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве ещѐ одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнѐрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнѐрство включает: — сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; 60 — сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; — сотрудничество с родительской общественностью. Требования к условиям реализации программы 5.5 Психолого-педагогическое обеспечение: — обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого- медикопедагогической комиссии; — обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности); — обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 61 введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях); — обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм); — обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий. 62 5.6 Программно-методическое обеспечение В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя--логопеда, учителядефектолога и др. В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов. 5.7 Кадровое обеспечение: Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки в рамках обозначенной темы (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и и медицинские работники. 63 Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чѐткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. 5.8 Материально-техническое обеспечение: Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении 5.9 Информационное обеспечение: Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 64 Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Пояснительная записка к учебному плану для I-IV классов МБОУ «Гимназия № 28» 1.2. Начальное общее образование 1.3. Внеурочная деятельность в 1-4-х классах 1.4. Виды направлений внеурочной деятельности в 1-4 классах -х 2. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 2.1. Пояснительная записка. 2.2. Цели внеурочного планирования: 3.3.Задачи внеурочного планирования. 65 2.4. Прогнозируемые результаты. 2.5.Планируемые личностные результаты. 2.6.Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования. 3. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Цель реализации ООП НОО: - обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребѐнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: - личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; 66 - межпредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); - предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Задачи реализации ООП НОО: - обеспечить адаптацию начальных классов к изменениям, инициированным процессом модернизации образования (сформировать у обучающихся социальную мобильность, научить адаптироваться к последующей ступени образования) - определить оптимальное содержания образования обучающихся с учѐтом требований современного общества к выпускнику начальной ступени общего образования (обеспечить овладение каждым обучающимся максимально возможным уровнем обученности и развития в соответствии с их потребностями и возможностями), - обеспечить гуманитарное образование, отвечающее быстрому развитию науки и позволяющее личности овладеть первоначальными умениями интегрироваться в систему мировых и национальных культур; интеллектуальное и нравственное развитие личности; 67 - повысить профессионализм педагогов и воспитателей через их вовлечение в непосредственный процесс разработки, реализации и развития всех компонентов учебно-методического комплекса; - укрепить ресурсную базу гимназии с целью обеспечения еѐ эффективного развития. В основе реализации ООП НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: - воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава; - переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; - ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся; 68 - учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения; - обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования; - разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарѐнных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. - создание локальной образовательной среды жизнетворчества, стимулирующей саморазвитие высокоинтеллектуальной личности с доминирующей потребностью к творческому познанию и преобразованию как себя, так и окружающей действительности, обеспечивающей достижение учащимся ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданскоправовой, коммуникационной, информационной и в других сферах жизнедеятельности. 3.1. Организация образовательного процесса. 3.2. Кадровые условия реализации основной образовательной программы начального общего образования. 69 3.3. Профессиональное развитие и повышение квалификации педагогических работников. 3.4. Организация методической работы. 3.5. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы начального общего Образования. 3.6. Материально-технические условия реализации программы. 3.7. Использование современных информационных и коммуникационных технологий при реализации ООП НОО. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 603332450510203670830559428146817986133868575957 Владелец Абдуллаева Гюльнара Гасанбековна Действителен С 27 02.2021 по 27.02.2022 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)