Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 28» УТВЕРЖДЕНО Приказом директора гимназии №-_________ от ________2022 г. Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования. 1.2. Настоящее положение является локальным актом образовательного учреждения, разработанным с целью разъяснения принципов и особенностей организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее индивидуальный проект) в условиях реализации ФГОС СОО. 1.3. Настоящее Положение определяет основы организации работы над индивидуальный проектом и особенности его оценивания. 1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.5. Индивидуальный проект является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования ФГОС СОО. 1.6. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС СОО. 1.7. Индивидуальный проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся самостоятельно под руководством педагога (научного руководителя) в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). 1.8. Проект может быть только индивидуальным. 1.9. Индивидуальный проект выполняется в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом (1 час в неделю в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе). 1.10. Каждый ученик 10-го класса имеет возможность выбрать себе тему(ы) индивидуального(ых) проекта(ов), приняв решение о количестве выполняемых проектов и сроке их (его) выполнения. Возможны следующие варианты: В течение двух лет, в 10 и 11 классе, выполняется один индивидуальный проект по выбранной теме с представлением промежуточного результата работы в конце 10 класса и завершенного учебного исследования или разработанного проекта в 11 классе. 1.11. Тема, предложенная учеником, согласуется с руководителем проекта. 1.12. Руководителем проекта может являться как учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагогпсихолог, социальный педагог, сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. высшего, так и родитель. 1.13. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершѐнного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 1.14. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих оценки образовательных достижений обучающегося. 1.15. Невыполнение выпускником индивидуального проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету. 1.16. Отметка за выполнение проекта выставляется как в 10 классе, так и в 11 классе в электронный журнал на отдельной странице «Основы исследовательской деятельности (индивидуальный проект)». Итоговая отметка в аттестат выставляется в соответствии с порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании. 2. Цели и задачи выполнения индивидуального проекта 2.1. Для обучающихся: Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области. 2.2. Для педагогов: Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 2.3 Задачами выполнения проекта являются: 2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чѐтко определить цель, описать шаги по еѐ достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно еѐ использовать). 2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления. 2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Возможные типы работ и формы их представления 3.1. Типы проектов: исследовательский, прикладной (практико- ориентированный), информационный, творческий, социальный, конструкторский, инженерный. Исследовательский проект напоминает по форме научное исследование. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической части. Примером такого проекта может служить проект по истории. Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участника (участников) проекта. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, наглядное пособие и т. д. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Продуктом такого проекта может быть, например, публикация в СМИ. Творческий проект предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Примером такого проекта может служить постановка спектакля, подготовка выставки, видеофильм и т. д. Социальный проект предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Конструкторский проект – материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. Инженерный проект– проект с инженерно-техническим содержанием. Например, комплект чертежей по разработке инженерного функционирования (инженерного решения) какого-то объекта с описанием и научным обоснованием его применения. 3.2. Формы представления результатов проектной деятельности (продукт деятельности): макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; печатные статьи, эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. 4. Требования к содержанию, оформлению и защите проекта 4.1. Требования к содержанию индивидуального проекта: Тема проекта должна быть сформулирована грамотно (в том числе с литературной точки зрения) и отражать содержание проекта. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (приложение 1), оглавление (приложение 2), введение, основную часть, заключение, список литературы (приложение 3). Введение включает в себя ряд следующих положений: обоснование актуальности выбранной темы; формулировка гипотезы (Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая ее в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.); постановка цели работы (Цель – это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом); формулировка задач, которые необходимо решить для достижения цели; желательно указать методы и методики, которые использовались при разработке проекта, осветить практическую значимость своей работы; указать срок работы над проектом (одни или два года). Введение должно быть кратким и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Основная часть проекта состоит, как правило, из трех разделов. Первый и второй разделы содержат теоретический материал, а третий – практический (экспериментальный). Основная часть работы состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор, описать, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, отметить новизну подхода и/или полученных решений, актуальность и практическую значимость полученных результатов (продукта деятельности). Для конструкторских проектов в заключение, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. 4.2. Требования к оформлению работы Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Microsoft Word с соблюдением следующих требований: работа должна быть отпечатана на листах белой бумаги формата А4 (не допускается двусторонняя печать) с полями: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; размер шрифта 14 (Times New Roman); интервал – одинарный; нумерация страниц – сквозная, арабскими цифрами; страницы нумеруются в середине. Первая страница (титульный лист) не нумеруется; каждый абзац печатается с красной строки, абзацный отступ должен быть равен 1,00 см; в случае использования таблиц и иллюстраций следует учитывать, что единственная иллюстрация и таблица не нумеруются; нумерация иллюстраций и таблиц допускается как сквозная (например: Таблица 1, Таблица 2 и т.д.), так и по главам (Рис. 4.1. Рис. 5.2 и т.п.); в графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Следует заполнять их либо знаком « - » либо писать «нет», «нет данных». Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Образец оформления документации индивидуального проекта размещены на сайте гимназии. 4.3. Требования к защите индивидуального проекта 4.3.1. Защита индивидуальных проектов проходит в соответствии с общешкольным графиком защиты проектов. 4.3.2. На защиту индивидуального проекта выносится: папка с содержанием индивидуального проекта, продукт проектной деятельности, презентация проекта, сопровождающая выступление учащегося на защите, рецензию руководителя проекта, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта (при необходимости).(Приложение №4) 4.3.3. Рекомендуемый план выступления на защите проекта: Представление (приветствие, представить себя - класс, ФИ, представить руководителя). Тема проекта, сроки работы над проектом. Актуальность темы (если для подтверждения актуальности темы проводилось исследование, то представить результаты). На данном этапе выступления нужно ответить на вопрос: «Почему эта тема актуальна для Вас и для окружающих?». Озвучить цели, задачи проектной работы, гипотезу (при наличии). Описать ход работы над проектом, т.е. рассказать не содержание работы, а то, как Вы работу выполняли. Отвечаем на вопрос: «Что я делал(а)?». Представить результат работы, т.е. представить продукт деятельности. В чем новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов - продукта деятельности (кто, как и где его может использовать)? Продукт надо показать. Сделать вывод, отвечая на вопросы: «Достигнута ли цель работы?», «Выполнены ли задачи проекта?». «Подтверждена или опровергнута гипотеза?». Сформулировать задачи 2-го года работы над проектом 4.3.4. Для проведения защиты проектов создаѐтся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагогипсихологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные педагогические работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Комиссия по критериям (Приложение №5) оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы. Оформляет протокол (Приложение №6) Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. 5. Этапы и примерные сроки работы над проектом: Двухгодичный индивидуальный проект: Примерный Этап работы срок выполнения Определение научной (предметной) сферы, темы проекта сентябрь (исследования). Выбор научного руководителя Постановка цели и задач проекта (исследования) 1-го и 2-го года октябрь работы. Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, продукта деятельности. Выбор методов исследования. Написание введения. Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет). октябрьЧтение научной литературы и источников. Конспектирование. Сбор ноябрь информации. ноябрь Описание теоретической части проекта (исследования). Проведение опытно-экспериментальной части работы. Обработка декабрь результатов опытно-экспериментальной части. Аналитическая часть работы. январь Описание опытно-экспериментальной части. январьфевраль март март – начало апреля апрель май сентябрьоктябрь Получение и формулировка выводов на основе выполнения задач 1года работы над проектом. Написание заключения. Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии со структурой. Создание оглавления. Оформление работы. Сдача текста работы научному руководителю на проверку. Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Подготовка к защите, публичному выступлению на конференции. Написание тезисов выступления, создание презентации. Защита промежуточного результата работы над проектом на школьной конференции. Корректировка текста работы с учетом замечаний, предложений. Корректировка задач 2-го года работы. Работа над проектом по решению задач, поставленных на 2-й год. Корректировка текста работы. Оформление приложений, таблиц, иллюстраций. Написание заключения. конец ноября Окончательное оформление работы. Сдача работы научному Руководителю на проверку. Защита завершенного проекта на школьной конференции. Общая декабрь оценка проектной (исследовательской) работы. Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. ноябрь 6.6. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх критериев. 6.7. Поощрительная оценка индивидуального проекта. По итогам защиты индивидуальных проектов, комиссией лучшие работы, выполненные на «5» (отлично), рекомендуется представить на школьной конференции учащихся гимназии, которая проходит в апреле. 7. Права и ответственность сторон 7.1. Руководитель индивидуального проекта должен: Совместно с обучающимся определить тему и план работы по индивидуальному проекту; Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному проекту; Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов работы (исследования); Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального проекта. Обучающийся должен: Выбрать тему индивидуального проекта; Посещать консультации и занятия по индивидуальному проекту; Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального проекта: Подготовить публичный отчет о проделанной работе (защита проекта). Обучающийся имеет право: На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального проекта; Использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы. Оформление титульного листа Приложение 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия №28» Проектная работа «Тема» по название предмета Выполнил ученик 11 класса ФИО Руководитель: ФИО г. Махачкала, 2022 год. Приложение 2 Примерный образец оглавления и структуры проектной работы ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………… стр. ГЛАВА 1. Наименование …………..……………………………………………………… стр. 1.1. Наименование ……………………………………………………………………….… стр. 1.2. Наименование ……………………………………………………………………….… стр. ГЛАВА 2. Наименование ……………………………………………………………….... стр. 2.1. Наименование …………………………………………………………………………. стр. 2.2. Наименование ……………………………………………………………………...….. стр. 2.3. Наименование …………………………………………………………………………..стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….....стр. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….…стр. ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………..………………………………………………..……..стр. Приложение 3 Образец оформления списка литературы 1. Конституция РФ, принята 12.декабря 1993г., в редакции с внесенными в нее поправками от 30 декабря 2008г.// Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - ст. 445. 2. Борисов Е. Ф., Петров А. С., Стерликов Ф. Ф. Экономика: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 400с. 3. Верховин В. И., Зубков В. И. Экономическая социология. – М.: Высш. шк., 2002. – 460с. 4. Конституционное право: Словарь / Отв. Ред В.В. Маклаков. – М.: Юристъ, 2001. 5. – 566с. 6. Конюхова Т.В. Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов // Законодательство и экономика. - 2004. - № 12. – С. 24 -37. Образец оформления ссылки на интернет-ресурс http://royallib.com/read/averintsev_sergey/poetika_rannevizantiyskoy_literaturi.html#0. Приложение 4 Рецензия на индивидуальный итоговый проект ученика(цы) 11 «_» класса ______________________________________________ по теме____________________________________________________________ __________________________________________________________________ Автор проекта______________________________________________________ Руководитель проекта_______________________________________________ __________________________________________________________________ Соответствие заявленной темы проекта содержанию __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Обоснованность актуальности темы_____________________________________________________________ _ __________________________________________________________________ Качество и полнота использования источников информации __________________________________________________________________ Оригинальность и новизна полученных результатов________________________________________________________ _________________________________________________________________ Качество изложения материала (доступность, научность, логичность)________________________________________________________ _______________________________________________________ Возможность практического применения темы______________________________________________________________ Качество выполнения текстовой и графической части работы, грамотность________________________________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Качество оформления работы____________________________________________________________ Рекомендуемая оценка________________ Рецензент: ____________ФИО__________________________(подпись) Приложение 5 Критерии оценивания индивидуального итогового проекта № п/п 1 2 3 4 5 6 Показатели Актуальность и значимость темы проекта Критерии Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, в выбранной теме ясно отражена проблема. Актуальность темы проекта и её значимость обозначены на уровне утверждений, приведены основания, проблема выражена нечётко. Актуальность темы проекта и её значимость обозначены фрагментарно на уровне утверждений, в выбранной теме не отражена проблема. Балл ы 3 2 1 Цель проекта сформулирована, задачи обозначены в соответствии с заявленной темой, выдвинута гипотеза. Заявленные средства и методы эффективны для достижения цели. Цель сформулирована, но нет чѐтких задач по достижению цели в соответствии с темой или цель сформулирована, задачи поставлены, но нет ясно сформулированной гипотезы. Не все заявленные средства и методы соответствуют заявленной теме и цели проекта. Цель проекта сформулирована, но задачи не обозначены или не соответствуют заявленной теме, гипотеза сформулирована. Заявленные средства и методы не соответствуют теме и цели, цель не достигнута или средства и методы не заявлены. 3 Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества. Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода. 3 2 Раскрытие темы через содержание Тема и идея проекта раскрыты полностью, автор продемонстрировал глубину содержания; сделал выводы по каждой задаче. Тема и идея проекта раскрыты частично; выводы сделаны фрагментарно. Тема и идея проекта раскрыты частично, нет выводов. Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленной идее). Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании). Проектный продукт не представлен (отсутствует.) 3 Постановка цели, планирование путей ее достижения Качество представленного продукта проекта Соблюдение регламента защиты и степень воздействия на аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент. Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию. Регламент не выдержан. 2 1 1 2 1 3 2 1 3 2 1 Приложение 6 Протокол оценивания индивидуального итогового проекта учащихся 11 класса ФИО К1 К2 К3 К4 К5 К6 Рецензия № Общий Оценка п/п балл 1 2 3 4 5 6 7 Подписи экспертов: __________________________________________________________________________________ _____ __________________________________________________________________________________ _____ Директор гимназии №2 Абдуллаева Г.Г..