Принято На педагогическом совете Протокол №1 от 27.08.2021 г. Утверждаю: Директор МБОУ « Гимназия №28» /____________/Г.Г. Абдуллаева СОГЛАСОВАНО Профсоюзным комитетом МБОУ «Гимназия №28» (протокол от 30.08.2021 г. № 1) ____________Л.О. Гаджиева ПОЛОЖЕНИЕ об организации и использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ « Гимназия №28» г. Махачкалы 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - Положение) в МБОУ « Гимназия № 28» (далеешкола) определяет условия и порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных профессиональных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ (далее – образовательных программ). 1.2. Применение настоящего Положения обязательно для всех структурных подразделений Школы, реализующих образовательные программы или их части с применением электронного обучения (далее – ЭО) и дистанционных образовательных технологий (далее –ДОТ). 1.3. Настоящее Положение разработано на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ; Федеральным законом Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»; Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральным законом Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 14.06.2013г. №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; Приказом Министерства образования и науки РФот 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Письмом Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц сограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.01. 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»; Уставом. 2. Основные понятия термины и определения, принятые сокращения 2.1. Сокращения, используемые в настоящем Положении: ЭО – электронное обучение; ДОТ – дистанционные образовательные технологии; ЭИОС – электронная информационно-образовательная среда; СДО – система дистанционного обучения; ЭОР – электронный образовательный ресурс; ЭИР – электронные информационные ресурсы; ЭУМК – электронный учебно-методический комплекс; ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт; ОП – образовательная программа; ДО – дистанционное обучение; ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. 2.2. Термины и определения, используемые в настоящем Положении: Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; Электронное обучение (ЭО) - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)- образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОР) – совокупность электронных информационных ресурсов, электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающая освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо отих места нахождения. Система дистанционного обучения (СДО) – программный комплекс, предназначенный для разработки электронных курсов и организации дистанционного обучения. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это учебно-методические материалы, содержащие систему обязательных для усвоения обучающимся базовых знаний по дисциплине, удовлетворяющие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и соответствующих учебных планов и являющиеся составляющими электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), размещенных в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Электронные информационные ресурсы (ЭИР) – весь объем информации, размещенный в единой электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – совокупность электронных образовательных ресурсов, обеспечивающаяэффективную работу обучающихся по всем видам занятий в соответствии с учебным планом по конкретной дисциплине (учебномукурсу), удовлетворяющая требованиям ФГОС при реализации электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. Дистанционное обучение (ДО)– интерактивное взаимодействие как между обучающим и обучаемым (обучающимся) или обучаемыми (обучающимися), так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса (например, web-сайта или web-страницы), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемое в условиях реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий (незамедлительная обратная связь между пользователем и средством обучения; компьютерная визуализация учебной информации; архивное хранение больших объемов информации, их передача и обработка;автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, обработки результатов учебного эксперимента;автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала). Информационно-коммуникационные технологии – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемыес применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. 3. Цели и задачи 3.1. Целью внедрения ЭО и ДОТ в Колледже является обеспечение доступности качественного профессионального образования для всех категорий граждан независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения с учетом индивидуальных образовательных потребностейи увеличение конкурентоспособности образовательных услуг. 3.2. Задачи Школы, решаемые путем внедрения ЭО и ДОТ: повышение качества образования обучающихся в соответствии с их интересами, способностями и потребностями; предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения); обеспечение реализации освоения обучающимися образовательных программ в период введения карантина в Школе вследствие превышения эпидемиологического порога заболеваемости, а также введения иных ограничительных мер; создание условий для более полного удовлетворения потребностей обучающихся в области образования; ориентация образовательного процесса на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; увеличение контингента обучающихся за счет предоставления возможности освоения образовательных программ в максимально удобной форме – непосредственно по месту пребывания; повышение качества подготовки обучающихся за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий и компьютерных средств обучения; повышение эффективности самостоятельной работы обучающихся; обеспечение возможности получения образования инвалидам и лицам с ОВЗ не зависимо от их психофизиологического состояния. 4. Порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 4.1. ЭО с применением ДОТ может быть реализовано в Школе во всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования и формах обучения или приих сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся. 4.2. Образовательные программы, за исключением обозначенных в Приказе Минобрнауки РФ от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», могут быть реализованы в формате ЭО с применением ДОТ в любом соотношении количества очных и дистанционных часов. 4.3. Образовательные программы, входящие в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» в список профессий и специальностей среднего профессионального образования, по которым не допускается обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривают обязательное наличие очных часов обучения. 4.4. При реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения Колледжа независимо от места нахождения обучающихся. 4.5. Обучение с применением электронного обучения, ДОТ реализуется по заявлению обучающегося и (или) родителей (законных представителей). В период введения карантина в колледже вследствие превышения эпидемиологического порога заболеваемости, а также введения иных ограничительных мер обучение с применением электронного обучения, ДОТ осуществляется по инициативе Школы . 4.6. При реализации образовательной программы с применением ЭО и ДОТ каждому обучающемуся обеспечивается доступ к ЭОР и программному обеспечению СДО через сеть Интернет в объеме, необходимом для освоения соответствующей программы. 4.7. Выбор дисциплин, МДК, модулей изучения осуществляется обучающимися или родителями (законными представителями) обучающихся в соответствии с перечнем утвержденных программ по согласованию с Школы. 4.8. Учебный процесс с использованием ЭО и ДОТ может предусматривать следующие виды занятий: самостоятельная работа обучающегося (слушателя), включающая работу (офлайн и онлайн) с содержимым ЭУМК, в том числе с ЭОР, работа с www-ресурсами, выполнение индивидуальных домашних заданий, практических работ, курсовых проектов, курсовых работ; теоретические занятия (офлайн и онлайн), в том числе лекции в режиме вебинара и видеоконференции; практические и лабораторные занятия (офлайн и онлайн), в том числе компьютерный или виртуальный лабораторный практикум, работа в режиме удаленного доступа к рабочему столу, работас облачными сервисами, групповая работа; индивидуальные и групповые консультации (офлайн и онлайн); контроль знаний (тестирование, защита проекта, круглыйстол, семинар и т. д.) (онлайн и офлайн). 4.9. При организации производственной (профессиональной) практики обучающихся по специальностям и профессиям, по которым допускается обучение с применением исключительно ЭОи ДОТ, предусматриваются консультации руководителя практики с обучающимися в индивидуальной или групповой форме, а такжепри необходимости и наличии технической возможности осуществление наблюдения за прохождением производственной (профессиональной) практики непосредственно на рабочем месте. 4.10. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация осуществляются в соответствии с учебным планом. При этом создается электронный архив работ текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. 5. Учебно-методическое обеспечение 5.1. Учебно-методическое обеспечение для реализации ЭО сприменением ДОТ может формироваться с помощью следующихресурсов: 5.1.1. Образовательные порталы. 5.1.2. Собственные информационные ресурсы Колледжа. Библиотеки (традиционные и/или электронные, в том числе медиа-, видео-, аудиотеки). 5.1.3. Иные интернет-ресурсы (сайты, справочные системы, электронные словари, поисковые системы и т. п.). 5.2. Комплект документации, разрабатываемый преподавателем по дисциплине, преподаваемой в рамках ЭО с применением ДОТ, должен дополнительно включать учебнотематический пландисциплины или профессионального модуля. 5.3. По каждой дисциплине, преподаваемой в формате ЭО с применением ДОТ, разрабатывается ЭУМК в соответствиис ФГОС, учебными планами, требованиями к структуре и оформлению электронного учебно-методического комплекса, который размещается в СДО Школы. 6. Организационное, методическое и техническое обеспечение 6.1. Учебный процесс с применением ЭО и ДОТ организуется и контролируется заместителем директора по учебно-методической работе. 6.2. Техническую поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет технический специалист Школы. 6.3. Методическую и организационную поддержку учебного процесса с применением ЭО и ДОТ осуществляет методическая служба колледжа. 6.4. Для реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ в Школе функционирует ЭИОС. 6.5. Элементами ЭИОС школы являются: официальный сайт Школы (http://tkskt.ru); система дистанционного обучения Колледжа (eljur.ru); образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; email; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности, ресурсы электронных библиотечных систем Urait.ru, lanbook.ru и д.р. 6.6. ЭИОС Школы включает в себя: инструменты и функции по разработке, хранению и систематизации ЭИР и ЭОР; сервис для предоставления доступа обучающихся и сотрудников к ЭИР и ЭОР независимо от места их нахождения; сервис для осуществления коммуникаций участников учебного процесса (офлайн и онлайн) с применением ЭО и ДОТ; инструменты для реализации индивидуальной траектории обучающегося. 7. Права и обязанности участников образовательного процесса 7.1. Школа имеет право: 7.1.1. Применять электронное обучение и ДОТ при всех, предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий практик, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся; 7.1.2. Применять электронное обучение и ДОТ при наличии руководящих и педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки и специально оборудованных помещений с соответствующей технологией, позволяющей реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ; 7.1.3. Вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот; 7.1.4. Для обеспечения использования дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ организовать повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. 7.2. Обязанности школы: 7.2.1. Выявление потребности и необходимости обучающихся в дистанционном обучении.; 7.2.2. Принятие педагогическим советом решение об использовании электронного обучения и ДОТ в школе для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся; 7.2.3. Включение часов дистанционного обучения в учебное расписание школы , назначение времени консультаций; 7.2.4. Организация разработки электронных учебных курсов и ресурсов в информационной образовательной среде; 7.2.5. Обеспечение доступа обучающихся, педагогических работников к электронным ресурсам, позволяющим обеспечить освоение и реализацию образовательной программы с применением ДОТ в соответствии с порядком и формами доступа к используемым информационным ресурсам при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и ДОТ; 7.2.6. Обеспечение утверждения разрабатываемых в Школе курсов с использованием ДОТ; 7.2.7. Учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, на основе предоставленных педагогами данных при аттестации; 7.2.8. Осуществление контроля за качеством обучения с применением электронного обучения и ДОТ; 7.2.9. Регистрация участников образовательного процесса на сетевом ресурсе, где размещены материалы. 7.3. Обучающиеся имеют право: 7.3.1. Получать при поступлении в Школу или при возникновении необходимости регистрационные данные для доступа на сайт Школы; 7.3.2. В образовательных целях использовать ресурсы, размещенные на сайте Школы . 7.4. Обучающиеся обязаны: 7.4.1. Своевременно проходить все этапы промежуточной и итоговой аттестации; 7.4.2. Использовать информационно-образовательную среду Школы только в образовательных целых; 7.4.3. Не осуществлять передачу регистрационных персональных данных для сайта Школы третьим лицам и не распространять материалы ресурсов Школы ; 7.4.4. Корректно взаимодействовать с участниками образовательного процесса на информационных ресурсах Школы (форумах, чатах и т.д.). 8. Правила работы в информационной образовательной среде Школы 8.1. Доступ обучающихся и педагогических работников осуществляется с помощью веб-браузер через сайт. Доступ осуществляется посредством введения имени пользователя и пароля (далее – реквизиты). 8.2. Пользователи несут ответственность за сохранность своих реквизитов доступа, исключающую подключение посторонних лиц. 9. Заключительные положения 1. Срок действия данного положения не ограничен. 2. При необходимости в Положение вносятся изменения, дополнения, подлежащие аналогичной процедуре приятия, утверждения.