МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №28» Согласованно: На заседании педсовета № 1 от 30.08.2021 Утверждаю: Директор МБОУ «Гимназия № 28» ___________Г.Г. Абдуллаева Приказ № № п. 3-У от 30.08.2021 Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «гимназия №28» Утверждено и введено в действие приказом директора гимназии от 30.08.2021 года № п. 3-У г. Махачкала 2021 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 1.1. Настоящее Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» (далее - Положение) разработано в соответствии с: 1.1.1. Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1.1.2. Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 1.1.3. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом МОиН РФ от 30.08.2013 года № 1015; 1.1.4. Порядком оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержденным приказом МОиН РД от 30.08.2015 года №688; 1.1.5. Федеральным Базисным учебным планом, утвержденным приказом МОиН РФ от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями и дополнениями); 1.1.6. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования и основного общего образования; 1.1.7. Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089; 1.1.8. Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28»; и с целью определения порядка организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по общеобразовательным программам и оформления отношений между Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Гимназия №28» (далее – Гимназия) и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, а также детей-инвалидов, нуждающихся в длительном лечении. 1.2. Настоящее Положение: 1.2.1. является локальным нормативным актом, регламентирующим деятельность Гимназии в образовательно-воспитательной сфере; 1.2.2. рассматривается на заседании педагогического совета с учетом мнения родителей и утверждается приказом директора; 1.2.3. вступает в силу со дня его утверждения и действует до внесения изменений в законодательство, обеспечивающее деятельность образовательных организаций по созданию условий для организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования; 1.2.4. изменения и дополнения в настоящее Положение утверждается приказом директора 1.3. Обучение на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – Обучение на дому) – это очная форма обучения в рамках федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования; 1.4. Основным принципом организации Обучения на дому является обеспечение щадящего режима проведения занятий; 1.5. Гимназия на период Обучения на дому создает данной категории обучающихся следующие условия: 1.5.1. зии; Обеспечивает специалистами из числа педагогических работников Гимна- 1.5.2. Оказывает психолого-педагогическую и социальную помощь, необходимую для освоения основных общеобразовательных программ; 1.5.3. Осуществляет промежуточную и государственную итоговую аттестацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также локальными нормативными актами Гимназии; 1.5.4. Выдает обучающимся, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, документ об образовании. 1.6. Педагоги, осуществляющие Обучение на дому, руководствуются: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка; Конституцией РФ и другими нормативными документами, устанавливающими правила, порядок и нормы деятельности педагогических работников; 1.7. Обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий при отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютером. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 2.1. Обучение на дому Гимназией организуется с целью обеспечения освоения основных общеобразовательных программ в рамках федеральных государственных образовательных стандартов или федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования обучающимися 111 классов, которые по состоянию здоровья не могут посещать учебные занятия в Гимназии. 2.2. Основными задачами организации Обучения на дому являются: 2.2.1. обеспечение щадящего режима проведения занятий на дому (или дистанционно) при организации образовательного процесса; 2.2.2. реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения (с учетом индивидуального подхода, заболевания, психофизического и соматического состояния ребенка). 3. 3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ. Участниками отношений при организации Обучения на дому являются: 3.1.1. Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении, а также детиинвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать Гимназию; 3.1.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, принадлежащих к категории, указанной в п. 1.3.; 3.2. Дети, находящиеся на Обучении на дому, входят в состав контингента обучающихся Гимназии и соответствующего класса и на них распространяются все основные права и меры социальной поддержки, гарантированные законодательством Российской Федерации; 3.3. Основанием для организации Обучения на дому: 3.3.1. Заключение медицинской организации; 3.3.2. Обращение родителей (законных представителей) в письменной форме; 3.4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся предоставляют в Гимназию следующие документы: 3.4.1.Заявление в письменной форме на имя директора Гимназии с просьбой об организации обучения их ребенка по основным общеобразовательным программам на дому на период, указанный в заключении медицинской организации, Приложение №1 к локальному нормативному акту «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» Примерная форма заявления родителей (законных представителей) о об организации обучения их ребенка по основным общеобразовательным программам на дому на период, указанный в заключении медицинской организации; 3.4.2.Заключение медицинской организации; 3.5. На основании документов, указанных в п.3.4. настоящего Положения директор Гимназии издает приказ по основной деятельности «Об обучении на дому по индивидуальному учебному плану» из расчета учебной нагрузки: — 1-4 классы – до 8 часов в неделю; — 5-9 классы – до 10 часов в неделю; — 10-11 классы – до 12 часов в неделю; Объем учебной нагрузки для обучающегося по основным общеобразовательным программам может быть изменен с учетом особенностей психофизического развития, состояния здоровья и образовательных потребностей конкретного обучающегося. В пределах доведенного фонда оплаты труда Гимназией количество часов может быть увеличено, но не должно превышать максимально допустимую недельную нагрузку, установленную Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189. Индивидуальный учебный план составляется в соответствии с программами, количеством часов и запросами родителей (законных представителей) на предоставление образовательных услуг. В учебный план, обеспечивающий Обучение на дому, включаются все предметы инвариантной части и по согласованию с родителями (законными представителями) могут быть включены предметы вариативной части учебного плана класса, в состав которого включен ребенок. 3.6. Организация Обучения на дому регламентируется: — Индивидуальным учебным планом; — Годовым календарным учебным графиком; — Расписанием занятий. 3.7. Занятия проводятся на дому или дистанционно по индивидуальному расписанию учебных занятий, составленному ответственным за организацию Обучения на дому на основе учебного плана Гимназии. Проект расписания в обязательном порядке согласовывается с учителями, обучающими и их родителями (законными представителями) и утверждается директором Гимназии, Приложение №2 к локальному нормативному акту «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28». 3.8. Педагогическими работниками, привлеченными к процедуре Обучения на дому, разрабатываются индивидуальные рабочие программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов или федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования с учетом индивидуальных особенностей ребенка; 3.9. При отборе учителей для работы с больными детьми или детьми-инвалидами на дому или дистанционно преимущество отдается учителям, работающим в классе, в котором обучается ребенок, нуждающийся в длительном лечении. При назначении учителей соблюдается образовательный ценз учителей-предметников. При невозможности организовать обучение больного ребенка на дому или дистанционно силами педагогического коллектива, администрация Гимназии имеет право привлечь педагогических работников, не работающих в Гимназии; 3.10. При невозможности организовать обучение на дому по следующим причинам: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, наличие в доме агрессивных животных и других явлений, опасных для жизни и здоровья учителей (согласно акту обследования), директор Гимназии имеет право организовать индивидуальное обучение в условиях образовательного учреждения или дистанционно; 3.11. Оценка знаний обучающихся в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля осуществляется: 3.11.1. в 1 классах по безотметочной системе: в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, с использованием только положительных словесных характеристик, в том числе: «Превосходно», «Молодец», «Умница», «Хорошо», «Отлично»; в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельной работы в соответствии с вышеуказанными критериями; в форме «волшебных линеек», значков «+», «-», «?»1. 3.11.2. во 2 - 4 классы по десятибалльной шкале (минимальный балл – «1», максимальный балл – «5»). Критерии оценивания определены локальным нормативным актом Гимназии «Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требова- 1 Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06. 2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях». ниями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; 3.12. в 5-11 классах - по пятибалльной системе: положительные отметки «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно и неудовлетворительные отметки «2» и «1»; 3.13. Результаты промежуточной аттестации и текущего контроля вносятся в специальный журнал «Индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья», где фиксируются дата занятия, темы проведенных занятий, домашние задания, выставляются текущие и итоговые отметки, Приложение №3 к локальному нормативному акту «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» Примерная форма журнала «Индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья». 3.14. В классных журналах на предметных страницах у обучающегося на дому, делается запись «обучение на дому, приказ от__ № __», отметки на эти страницы за период обучения на дому не выставляются. В классные журналы соответствующего класса выставляются только отметки за четверти (полугодия), год и фиксируются сведения о переводе из класса в класс, выпуске из Гимназии. 3.15. Перевод учащихся, обучающихся на дому, в последующий класс производится по решению педагогического совета Гимназии по результатам промежуточной аттестации2; 3.16. Контроль за своевременным проведением занятий на дому, за выполнением программ осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе. 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ. 4.1. Индивидуальное обучение больных детей на дому является бесплатной формой освоения образовательных программ в рамках федерального государственного образовательного стандарта. 4.2. Оплата труда работникам, привлекаемым для проведения Обучения на дому осуществляется в соответствии с действующим законодательством; 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 5.1. Права и обязанности работников Гимназии определяются Уставом Гимназии и настоящим Положением; 5.2. Педагогические работники имеют право: 5.2.1. На свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания; 5.2.2. На творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля); 5.2.3. На выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; 2 локальный нормативный акт «Положение о промежуточной аттестации обучающихся 1-11 классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №28», утвержден и введен в действие приказом директора гимназии от «__»____ года №__. 5.2.4. На иные меры социальной поддержки, установленные законодательством российской федерации. 5.3. Обучающиеся имеют право: 5.3.1. На получение образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственных образовательных стандартов бесплатно; 5.3.2. На уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 5.3.3. На бесплатное использование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки гимназии; 5.3.4. 5.4. На объективную оценку знаний и умений. Родители (законные представители) имеют право: 5.4.1. Знакомиться с Уставом Гимназии, настоящим Положением, расписанием занятий, другими документами, регламентирующими организацию Обучения на дому; 5.4.2. Защищать законные права ребенка; 5.4.3. Вносить предложения по составлению расписания занятий, по включению в пределах выделенных часов, предметов из учебного плана Гимназии, аргументировав необходимость, с учѐтом способностей и интересов ребѐнка; 5.4.4. Обращаться для разрешения конфликтных ситуаций в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; 5.4.5. Получать консультативную помощь специалистов Гимназии в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей. 5.5. Педагогические работники обязаны: 5.5.1. Учитель - предметник: 5.5.1.1. Знать специфику заболевания, особенности режима и организации Обучения на дому, не допускать утомления ребенка; 5.5.1.2. Выполнять рабочие программы с учетом физиологических возможностей, интеллектуальных способностей и интересов детей; 5.5.1.3. Проводить занятия с обучающимся на дому строго по утвержденному расписанию; 5.5.1.4. Систематически вести установленную документацию по Обучению на дому, в том числе своевременно заполнять Журнал индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья; 5.5.1.5. Контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведенном занятии в нем (расписание, аттестация, запись домашних заданий); 5.5.2. Классный руководитель: 5.5.2.1. Поддерживать контакт с обучающимися и родителями (законными представителями), собирать информацию об индивидуальных особенностях обучающихся, состояние здоровья больных детей и впечатлениях о процессе обучения; 5.5.2.2. Своевременно информировать администрацию гимназии обо всех нарушениях в образовательном процессе с обучающимся на дому; 5.5.2.3. Своевременно вносить информацию об обучающихся на дому в классный журнал. 5.5.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ответственный за организацию Обучения на дому: 5.5.3.1. Разрабатывать локальные нормативные документы по организации образовательного процесса с обучающимися на дому; 5.5.3.2. Обеспечивать своевременный подбор учителей, после предоставления необходимых документов родителями (законными представителями); 5.5.3.3. Контролировать выполнение учебных программ, методику индивидуального обучения, аттестацию обучающихся, оформление документации не реже 1 раза в триместр (полугодие); 5.5.3.4. Контролировать своевременность проведения индивидуальных занятий больных детей на дому, ведение журнала индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья; 5.5.3.5. Обеспечивать своевременную замену учителей; 5.5.3.6. Своевременно информировать родителей (законных представителей) обо всех изменениях в образовательном процессе. 5.6. Обучающийся обязан: 5.6.1. Соблюдать Устав Гимназии; 5.6.2. Уважать честь и достоинство работников Гимназии; 5.6.3. Соблюдать расписание индивидуальных занятий; 5.6.4. Находиться в часы, отведенные для индивидуальных занятий, дома; 5.6.5. Выполнять требования учителей – предметников в период индивидуальных занятий; 5.7. Родители (законные представители) обязаны: 5.7.1. стей; Выполнять настоящее Положение в части, касающейся их прав и обязанно- 5.7.2. ма; Ставить учителя в известность о рекомендациях врача, особенностях режи- 5.7.3. Создавать необходимые условия для проведения индивидуальных занятий на дому, способствующих освоению ребенком знаний; 5.7.4. Поддерживать интерес ребенка к Гимназии и образованию; 5.7.5. Своевременно, в течении дня, информировать администрацию Гимназии об отмене индивидуальных занятий по случаю болезни ребенка и возобновлении занятий; 5.7.6. Контролировать выполнение домашних заданий; 5.7.7. Посещать и приходить в Гимназию по вызову администрации для индивидуальных бесед. 6. 6.1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Педагогические работники несут ответственность за: 6.1.1. Соблюдение законодательства РФ в области образования в пределах своей деятельности; 6.1.2. Исполнение должностных обязанностей и настоящего Положения; 6.1.3. му; Охрану жизни и здоровья обучающегося, находящегося на Обучении на до- 6.1.4. Соблюдение установленного расписания индивидуальных занятий; 6.1.5. Соблюдение конфиденциальности персональных данных участников образовательного процесса. 6.2. Родители (законные представители) обучающихся, находящихся на Обучении на дому несут ответственность за создание необходимых условий для проведения индивидуальных занятий на дому. 7. 7.1. ты: ДОКУМЕНТАЦИЯ При организации Обучения на дому Гимназия должна иметь следующие докумен7.1.1. Локальный нормативный акт «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» 7.1.2. Заявление родителей (законных представителей), Приложение №1 к локальному нормативному акту «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» Примерная форма заявления родителей (законных представителей) о об организации обучения их ребенка по основным общеобразовательным программам на дому на период, указанный в заключении медицинской организации 7.1.3. Заключение медицинской организации, с рекомендациями о переводе обучающегося на индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья; 7.1.4. Приказ директора Гимназии «Об обучении на дому по индивидуальному учебному плану»; 7.1.5. Приказ директора гимназии «Об утверждении рабочих программ, индивидуального расписания занятий»; 7.1.6. Индивидуальное расписание занятий на каждого обучающегося, письменно согласованное с родителями (законными представителями) и утвержденное директором Гимназии, Приложение №2 к локальному нормативному акту «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» Примерная форма индивидуального расписания занятий обучения на дому; 7.1.7. Учебный план; 7.1.8. Рабочие программы учителей-предметников; 7.1.9. Договор об организации индивидуального обучения на дому между МБОУ «Гимназия №28» в лице ее директора Г.Г. Абдуллаевой и родителями (законными представителями) обучающихся. 7.1.10. Журнал «Индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья» (пронумерован и прошнурован), Приложение №3 к локальному нормативному акту «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» Примерная форма журнала «Индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья». Локальный нормативный акт «Положение о порядке организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении, и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №28» рассмотрен на заседании педагогического совета от 30.08.2019 года, протокол № __ с учетом мнения родителей. Приложение №1 Директору МБОУ «Гимназия №28» Г.Г.Абдуллаевой Родителя (законного представителя) _______________________________ проживающей по адресу: _______________________________ паспорт ___________ выданный _____________________ _______________________________ тел. _______________ Заявление Прошу Вас организовать для моего сына (дочери) (ФИО) ученика ____ «___» класса индивидуальное обучение на дому в период с «___» _______ ___ года по «___» ____года. Основание: Решение медицинской комиссии №___, выданное (наименование медицинского учреждения, выдавшего заключение ) от «__» ________ г. Прошу включить в индивидуальный учебный план следующие предметы (указать перечень предметов, выбранных для изучения по форме «приходящий на дом учитель»): 1 2 3 4 5 6 7 и прошу разрешить моему ребенку посещать занятия в школе по следующим предметам (указать перечень предметов, выбранных для изучения в образовательном учреждении): 8 9 10 11 12 13 С нормативными документами по организации обучения на дому индивидуальным учебным планом, расписанием уроков и содержанием образовательных программ ознакомлена: «___»__________г __/____________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №2 УТВЕРЖДЕНО приказом директора гимназии от «___» ___________ 201___ года № _____ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ ученика(цы) ____класса ___________ (ФИО обучающегося) _____________________________________________________________________________ указать период обучения День недели Время Продолжительность занятия Предмет Учитель С расписанием учебных занятий ознакомлены и согласны: ______________________________ (______________________________) (подпись) ______________________________ (подпись) Дата согласования расписания с родителями (законными представителями) (ФИО родителей (законных представителей)) (______________________________) (ФИО родителей (законных представителей)) «_______» _______________ 20____ г. Приложение № 3 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №28» 367000, г. Махачкала, проезд А.И. Исмаилова, д.46, тел. 63-28-28 ЖУРНАЛ индивидуального обучения на дому по состоянию здоровья ученика(цы) __«___» класса _______________________ (ФИО обучающегося) Домашний адрес: ________________ Дата рождения: «___»___________. Основание: приказ от №____ Срок обучения:с «___»_____ до «___» _____. Классный руководитель ____________________ (ФИО классного руководителя) 20___/20___ учебный год Содержание № п/п Название предмета Учитель № страницы Страницы Название предмета – __________________________ Фамилия, имя, отчество учителя – _______________________________________ Число и месяц Тема урока Отметка Домашнее задание Замечания по ведению журнала Число и месяц Замечания по ведению журнала Отметки о выполнении